Приняв неподвижную позу тела, мы исследуем «Я», закрыв глаза, концентрируясь на чувстве «Я». Внезапно мы обнаруживаем пустотную природу «Я», а все наши страсти и мысли не имеют под собой основы.
Вновь и вновь исследуя в Атма-Вичара ум, мы обнаруживаем пустотность «Я». В один миг мы теряем все иллюзии разом.
Когда возникает видение или слышание, мы исследуем: «Кто слышит? Кто видит? Кто переживает радость и горе?».
Ответом будет: «Я».
Если же мы всматриваемся в «Я», пытаясь найти некое отдельное самосущее «Я», мы убеждаемся, что «Я» не имеет собственного существования.
Ум есть в связи с объектами.
Объект есть только тогда, когда есть воспринимающий его ум.
Все существует зависимо от ума.
Ничто не существует независимо от ума.
Демоны, добрые божества и злобные духи, люди и горы – это лишь видимые проявления ума, они лишь кажутся истинно существующими.
Однако, кроме обманчивых проекций, нашего «Я» здесь никогда не было.
Когда, так исследуя в Атма-Вичара, не обнаруживаем совсем ничего, словно глядя в пустое пространство.
Пробуждается невыразимое, пустотное безмятежное осознавание без субъекта и объекта.
Оно самосияюще, лучезарно, наполнено покоем. Это естественное состояние изначально чисто и свободно, оно является Творцом Всего.
Звезды, земля и небо, деревья и горы, все видимое является его проявлением.
Все зависит от него.
«Вы должны различать «Я», чистое в самом себе, и «я»-мысль. Последнее, будучи просто мыслью (вритти), видит субъект и объект, спит, пробуждается, ест и пьет, умирает и возрождается.
Но чистое «Я» есть чистое Бытие, вечное существование, свободное от неведения и мысли-иллюзии.
Если вы остаетесь тем «Я», вашим единственным бытием, без мысли, то «я»-мысль исчезнет, и заблуждение пропадет навсегда».
***
Само–исследование не надо рассматривать как практику медитации, которая проводится в определенное время и в определенных позах; оно должно выполняться непрерывно в течение всего бодрствования независимо от вида занятий. Шри Рамана не видел противоречия между работой и само-исследованием и утверждал, что при небольшой практике последнее можно осуществлять в любых условиях.